Парламент принял изменения в закон «О рекламе», инициированные ФХБ
В чем суть?
17 июня 2019 года на пресс-конференции, приуроченной к заключению национальной хоккейной федерацией и букмекерской компанией «Париматч» договора о сотрудничестве, спортивный директор ФХБ Владимир Бережков рассказал об инициативе о внесении изменений в национальный закон «О рекламе», отдельные положения которого на данный момент явно устарели. Однако данные изменения были инициированы федерацией хоккея Беларуси намного раньше – около года назад.
- Нами была проанализирована роль букмекеров в развитии спорта за рубежом, – объяснял Владимир Петрович. – В частности, мы привели пример российского законодательства. Затем передали аналитическую записку в Министерство спорта, которое наши доводы приняло и поддержало. Далее обратились в Министерство антимонопольного регулирования и торговли, а также в Министерство по налогам и сборам. Они провели ряд совещаний и нашу инициативу поддержали. Министерство по налогам и сборам понимает, что благодаря изменениям в законодательстве можно снизить долю государственной поддержки профессионального спорта, а также увеличить поступления в бюджет.
2 октября 2019 года парламент принял предложенные ФХБ изменения в закон «О рекламе» в первом чтении.
Что мы предлагали?
В статьей 23 Закона Республики Беларусь «О рекламе» были установлены следующие ограничения на рекламу игорных заведений и азартных игр (к таким заведениям относятся букмекерские конторы и букмекерские игры):
«Запрещается размещение (распространение) рекламы игорных заведений и азартных игр:
- на телевидении и радио с 7.00 до 22.00;
- в зданиях (помещениях, сооружениях) учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры, физической культуры, спорта (за исключением расположенных на их территории помещений букмекерских контор и тотализаторов);
- в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;
- на игрушках.
Организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации услуг игорных заведений и азартных игр запрещаются».
По сути, данные ограничения имели действие исключительно в отношении медиа-продукта, создаваемого местными, белорусскими субъектами хозяйствования, в то время как в условиях современного развития телекоммуникаций (интернет, спутниковое телевидение) зрителю не составляло никакого труда потреблять медиа-продукт иностранного производства (и, более того, в большинстве случаев он выбирал именно этот продукт по причине его более высокого качества, достигнутого в том числе и за счет рекламных бюджетов). Потребляя иностранный медиа-продукт, зритель потреблял и рекламу, сопутствующую этому продукту, в том числе – букмекерских компаний.
Таким образом, реклама беттинговых компаний тем или иным образом массированно доводится до белорусского потребителя, причем совершенно легальными способами. Сложившая ситуация является наглядной демонстрацией расхожей поговорки «стрелять себе в ногу»: имеющееся законодательство не защищало зрителя, но лишь создавало ограничения для местных субъектов хозяйствования, ставя их в заведомо проигрышное положение в конкуренции с иностранными субъектами хозяйствования, для которых эти ограничения не имели никакого значения. Как результат, белорусские спортивные клубы и федерации теряли значительный источник финансирования, который имели их зарубежные коллеги, что сказывалось как на общем соревновательном, зрелищном, организационном уровне внутренних соревнований, так и на результатах соперничества с зарубежными командами.
В связи с изложенным выше ФХБ обратилась с официальным предложением внести изменения в законодательство Республики Беларусь, а именно: часть четвертую пункта второго статьи 23 Закона Республики Беларусь «О рекламе» изложить в следующей редакции:
«Запрещается размещение (распространение) рекламы игорных заведений и азартных игр:
- на телевидении и радио с 7.00 до 22.00 (за исключением рекламы букмекерских контор, тотализаторов и букмекерских игр, игр тотализатора во время трансляции в прямом эфире или в записи спортивных соревнований при условии, что общая продолжительность такой рекламы составляет не более двадцати процентов общего допустимого времени трансляции рекламы во время трансляции спортивных соревнований, если такое общее допустимое время установлено);
- в зданиях (помещениях, сооружениях) физической культуры, спорта (за исключением рекламы букмекерских контор, тотализаторов и букмекерских игр, игр тотализатора), учреждений образования, организаций здравоохранения, культуры;
- в изданиях, средствах массовой информации, предназначенных для граждан в возрасте до 18 лет либо специализирующихся на вопросах экологии, образования, охраны здоровья;
- на игрушках.
Организация и проведение конкурсов, лотерей, игр, иных игровых, рекламных мероприятий, пари в целях стимулирования реализации услуг игорных заведений и азартных игр (за исключением рекламы букмекерских контор, тотализаторов и букмекерских игр, игр тотализатора) запрещаются».
Почему это важно?
Объем мирового рынка ставок на спорт согласно данным EGBA (European Gamingand Betting Association) в 2015 году составил 34,6 млрд. евро, т.е. более 40 млрд. долларов США. По данным отчета «Букмекерский рынок России: состояние и перспективы роста» по состоянию на май 2017 года совокупный доход букмекерских компаний в мире равен 58,4 млрд долларов США.
Как демонстрирует увеличивающееся число коммерческих соглашений, заключаемых букмекерскими компаниями со спортивными организациями, развитие рынка ставок на спорт предоставляет новые возможности для финансирования спорта.
На регулируемых и конкурентных рынках ставки на спорт позволили индустрии спорта, как профессионального, так и любительского, найти новые источники финансирования, устранив тем самым абсурдный перекос, при котором индустрия беттинга зарабатывала на спорте, не предлагая ничего взамен.
Как следствие, в последние годы все большее количество европейских спортивных клубов и объединений вступают в коммерческие отношения с букмекерскими компаниями, причем данные отношения подразумевают не только спонсорство, но и более широкий диапазон сотрудничества, включающий рекламу, видео- и телетрансляции, предоставление прав на использование товарных знаков и прав на аудиовизуальные произведения и др. Так, на пяти крупнейших спортивных рынках Европы количество букмекерских компаний, ставших титульными спонсорами спортивных клубов, выросло от одной в сезоне-2002/03 до двадцати шести в сезоне-2010/11. Наиболее привлекательным в данном смысле видом спорта является футбол. Например, в 2015 году из приблизительно 100 млн. евро, вложенных беттинговыми компаниями в спортивную индустрию Великобритании, 80% были направлены именно в этот вид спорта.
В сезоне-2018/19 почти половина (9 из 20) клубов английской футбольной Премьер-лиги разместят на своих футболках логотипы букмекерских компаний и других азартных заведений в качестве главного спонсора. Также в сезоне 2018/2018 букмекерские компании стали титульными спонсорами четырех клубов испанской футбольной Ла Лиги. Следует отметить, что с 2007 по 2013 год титульным спонсором футбольного клуба «Реал Мадрид» являлся один из крупнейших международных букмекеров, компания Bwin.
В 2015 году Минкомсвязи Российской Федерации выступило с предложением снять ограничения на рекламу букмекерских контор и тотализаторов. Законопроект был разработан в рамках реализации антикризисного плана развития медиаиндустрии в Российской Федерации и направлен на стабилизацию ситуации.
Результатом внесенных изменений стали многочисленные контракты, заключенные букмекерскими компаниями со спортивными организациями и клубами. В июле 2017 года компания «Лига Ставок» стала генеральным партнером Российской футбольной премьер-лиги. В августе 2017 года букмекерская компания «Фонбет» стала эксклюзивным партнером Континентальной хоккейной лиги.
Главным препятствием для такого сотрудничества в Республике Беларусь являлись ограничения в рекламе букмекерских компаний (аналогичная ситуация складывалась в Российской Федерации до апреля 2017 года), установленные статьей 23 Закона Республики Беларусь «О рекламе». Сегодня благодаря проделанной ФХБ работе они были сняты.