Сборные Интервью 08 февраля 2022

Дмитрий Аврамчик: надеюсь, после просмотра фильма Никита Комаров будет одним из первых, кто откроет нам двери раздевалки

Хоккейный блогер рассказал, с чем пришлось столкнуться во время создания фильма «Одна команда – одна мечта».

Премьера картины пройдет во вторник 8 февраля в 21:00 на YouTube-канале «Хоккей Беларуси». Накануне события Hockey.by пообщался с автором фильма Дмитрием Аврамчиком, который рассказал, как создавалась лента, было ли просто работать с командой, кто из хоккеистов легко шел на контакт, а с кем возникли трудности, в чем основная идея проекта и ждать ли чего-то подобного в будущем.

Кстати, предпремьерный показ фильма прошел в понедельник – мы сходили на него и расспросили тех, кто все увидел. Вот здесь репортаж.

– Как пришла идея создания фильма и в чем его главный смысл?

– На самом деле идея не нова, на Западе это достаточно распространенная история, причем в любых видах спорта. А у нас с Константином [Игрушей, видеооператором] был достаточно богатый опыт съемок команд, в том числе и во время игровых дней. Хотелось это перенести на другие масштабы и принести пользу болельщикам, национальной команде.

Если говорить о главном смысле, я бы разделил на две части: технический и эмоциональный. Обычно болельщику показывается лишь то, что происходит на льду, а потом он получает какие-то сухие послематчевые комментарии. В нашем фильме почти нет того хоккея, который видят все, который на площадке. Скорее это попытка посмотреть на то, что происходит в раздевалке: как на самом деле игроки проживают матчи и что у них в головах, когда игр нет, как они готовятся, налаживают связь друг с другом. Весь этот процесс намного длительнее, чем 60 минут на площадке.

С эмоциональной точки зрения нужно было ответить на вопрос: какой должна быть атмосфера в сборной? Потому что после майского чемпионата мира в Риге это вопрос стал спорным и обсуждаемым. Хочется верить, что команда, которая съездила в Словакию и стала героем фильма, на своем примере покажет, что сборная – это семья, и там может быть отличный коллектив, причем из разных поколений и с разным менталитетом. Мне кажется, это должно вдохновить и тех ребят, которые были в сборной, и тех, кто еще не попадал на большие турниры.

– Что было тяжелее всего во время создания фильма?

– Сложнее всего сохранить баланс нашего присутствия, особенно во время игр. Олимпийская квалификация – очень ответственный турнир, и, возможно, для многих ребят наличие камер непривычно, а вопросы, которые мы задавали – не самые стандартные. Но, как оказалось, команда очень профессионально к этому отнеслась. Парни знали, зачем мы приехали, и шли навстречу как в свободное время, так и по ходу поединков. Они старались не замечать камеру и делать свою работу.

Таким образом, наверное, у нас все и получилось. Но если бы было больше наглости и уверенности в том, что мы не помешаем, в этом фильме могло бы появиться больше эмоциональных и ценных кадров, однако, повторюсь, не хотелось помешать ребятам.


– Как тренерский штаб и игроки восприняли идею создания фильма?

– Говоря о тренерах, мы не сомневались, что это не вызовет у них дискомфорта, поскольку этот же тренерский штаб участвовал в подобном проекте минского «Динамо». Они понимали, что это за процесс, и каким будет результат, поэтому для них никакого сюрприза не было.

Что касается игроков, к счастью, хоккеисты становятся все более открытыми для подобных проектов. Возможно, они видят, как идеи реализуются на примере «Зубрилити» или «Хоккейной варки». Понимают, что в этом нет ничего опасного, и потом довольно интересно на себя посмотреть, вспомнить. Мне кажется, сейчас зайти во время игры в раздевалку с камерой намного проще, чем два года назад.

Единственное, были ребята, которые просили поменьше обращать на них внимания. Но против фильма как факта никто не высказывался.

– С кем тяжелее всего было договориться и кто проще всего шел на контакт?

– Открою небольшой секрет: всех игроков, которые есть в фильме, я написал заранее. Мне нужно было выбрать линию нападающих, защитников и связку тренеров. По последним все было понятно: Михаил Грабовский получает опыт рядом с Крэйгом Вудкрофтом.

Это же касается и молодых ребят. В оборону я взял обладателя Кубка Гагарина Кирилла Готовца и Владислава Колячонка – молодого динамовца, для которого это был дебют в сборной. И, конечно же, Ника Бэйлена – самого опытного легионера. По сути, были представлены все менталитеты и возрасты.

Из нападающих на тот момент самым ярким игроком был Егор Шарангович, его мы брали в качестве молодого, Алексей Протас был в роли восходящей звезды и ближайшей перспективы. Ментором для таких ребят выступил Андрей Стась. Мы сразу подумали, что он необходим, поскольку это единственный игрок с опытом выступления на Олимпиаде [2010 год].

И нам нужен был хоккеист, который представляет минское «Динамо», поскольку это очень важный клуб для сборной. Взяли Артема Демкова, который всегда откликается на подобные предложения.

Так вот, список этих игроков у меня был заранее, чтобы создать основную канву сюжета. И я знал, что Владислав Колячонок неохотно соглашается на интервью и съемки, поэтому были сомнения, как он к этому отнесется. Но его присутствие было обязательным. И я пошел на хитрость, обратился к Дмитрию Юрьевичу [Баскову], который знал Колячонка еще по школе «Динамо», и попросил поговорить с Владом. В итоге игрок согласился на свое присутствие в фильме.

– Были какие-то форс-мажоры уже во время съемки?

– Наверное, сейчас уже можно об этом говорить. К счастью, фильм вышел.

Когда мы ехали на турнир, была предварительная договоренность, что фильм выйдет только в том случае, если команда выполнит задачу и окажется на Олимпиаде. Но этого не произошло, и вся история стала неактуальной.

Основной форс-мажор случился, когда сборная в заключительном матче на последних, по сути, минутах уступила словакам. И в тот момент, находясь на площадке, мы с Константином [Игрушей] понимаем, что вся десятидневная работа оказалась напрасной.

Однако по приезду Артем Валерьевич [Васильев] сказал, что фильм все же выйдет, потому что неважно, побеждаем мы или нет – это все равно часть нашей истории, наши ошибки, наши этапы, которые мы должны пройти, и это наша команда, которая боролась честно и у которой получилось сплотиться даже вокруг этой неудачи. Нельзя отрекаться от своих неудач, потому что это тоже часть истории, и то, что мы не боимся об этом говорить, вызывает уважение.

Это если говорить об основном, но, конечно, были и мелкие форс-мажоры. Например, когда мы физически не успевали переместиться с площадки в раздевалку, потому что хочется снять все, а у нас есть только одна камера, если не считать скрытой. Надеюсь, Крэйг [Вудкрофт] об этом не узнает :) Поэтому мы не увидели самый яркий момент, который происходил в раздевалке, когда Андрей Стась после разгромного первого периода второй игры с австрийцами [Беларусь проигрывала 0:2 и теряла шансы занять первое место] бросал клюшки, кричал. Это был самый эмоциональный момент на турнире, который встряхнул команду.

– Всем ли ты как автор остался доволен по итогу, или что-то хотелось добавить? Ну, кроме эпизода со Стасем?

– Вообще довольно сложно оценивать эту работу, потому что понимаешь: были моменты, которые можно было бы снять, но вмешались факторы, которые не позволили это сделать.

Нужно понимать, что такой процесс все-таки пока не всем игрокам до конца привычен. Тот же Никита Комаров специфически относится к камере во время игры и в раздевалке. Это связано с его опытом в «Авангарде». Прослеживалось подобное и в мае [на чемпионате мира], иногда такое с его стороны выглядит достаточно агрессивно. Но с такими фильмами раскрепощенность хоккеистов растет, и возможностей для съемки становится больше. А значит, и закулисья, которое можно показать в фильме, становится больше.

Картина могла стать еще интереснее, но некоторые моменты все-таки остались за кадром. Я не имею в виду какие-то приватные истории, которые нельзя показывать. Скорее речь про более эмоциональную жизнь, которая кипит в раздевалке во время напряженных матчей и могла бы найти отражение в фильме. Да и нам не хотелось отвлекать ребят от их основной работы и давать им повод думать: как я буду выглядеть в том или ином моменте?

Мне кажется, фильм нельзя оценивать слишком высоко, потому что можно было показать больше. Но в тех условиях, которыми тренер нас ограничил, все-таки такое тоже было, особенно в игровые дни, все были молодцы. Надеюсь, после просмотра Никита Комаров в следующий раз станет одним из первых, кто будет открывать нам двери раздевалки, в переносном смысле, конечно же (смеется).

– О чем думаешь, когда смотришь уже на готовый, смонтированный фильм?

– Если честно, я успокоился, когда этот фильм вышел. И первое, что приходит в голову: здорово, что ребята могут посмотреть, вспомнить и пережить еще раз те эмоции. Несмотря на то, что задачу не выполнили, было очень много классных моментов, крутым получился период, пока команда была в Минске. Эта была дружная команда, суперкрутая атмосфера на разминках и тренировках. Это было классное, летнее время. Поэтому, когда смотрел на кадры эмоций со сплочения, понимал, что это что-то такое доброе, яркое и то, что цепляет, и хочется это еще раз пережить, а для этого нужно вернуться в сборную.


Сейчас смотрю этот фильм как член команды. С какими эмоциями будут смотреть зрители? Надеюсь, они по-другому начнут воспринимать ребят, потому что этот фильм показывает национальную команду с больших ракурсов, нежели обычный тренировочный процесс и официальные комментарии.

– Ждать ли еще подобных фильмов о наших сборных?

– Это отличная практика. Повторюсь, она уже зарекомендовала себя на Западе и привлекает огромное количество зрителей, позволяет иначе посмотреть на спортсменов. Это один из наиболее рабочих инструментов для популяризации хоккея. Ни один фотоотчет, ни одна пресс-конференция или запись игры не покажут реальных эмоций и взаимоотношений, подготовки к матчам.

Думаю, скоро мы увидим фильм о нашей молодежной сборной. И, надеюсь, что у каждого такого проекта будет хэппи-энд.

А если мы имеем в виду национальную команду, то, возможно, хорошая картина может получиться в Финляндии [на ближайшем чемпионате мира].

Но, повторюсь, пусть таких историй о всех наших сборных будет больше, потому что их основная цель – утвердиться в высказывании: в сборную стоит ехать, и делать это стоит с большим удовольствием. Причем неважно, какая это сборная: когда ты в юниорской, хочется поехать в молодежную, из молодежной – в национальную. Это и есть связь наших поколений, одна большая команда, которая объединена одной большой мечтой. Собственно так, как и называется наш фильм: «Одна команда – одна мечта».

Почему стоит посмотреть уникальный фильм о белорусской сборной


Текст: Наталья Федорцова