«Наша смета предполагала третье-четвертое место, а мы заняли второе». Гендиректор «Гомеля» – о бюджете и поиске спонсоров
Гендиректор «Гомеля» Алексей Скурковский подробно рассказал о финансовом состоянии клуба.
— Расскажите о финансовом состоянии «Гомеля» в год вашего прихода.
— Я возглавил клуб в конце ноября 2019-го. Тогда долги были в основном по окончательным расчетам игроков и иных работников, то есть это отпускные и другие выплаты. Задолженности тянулись по прошлому сезону. Они начали выплачиваться до меня и продолжались уже при мне на протяжении нескольких месяцев. Были долги по оплате за инвентарь и за услуги транспорта. Все это закрывали на протяжении сезона-2019/20.
— Как изменилась ситуация за последние несколько лет?
— Не скажу, что в лучшую сторону. Значительного роста нет. Сократили расходы, пересмотрели траты, больше работаем по средствам. Потому что смета, которая у нас формируется в начале года, не всегда может предусмотреть определенные статьи расходов и доходов. При заключении контрактов не уходим в какие-то большие суммы. Предсезонную подготовку проводим дома, а не на выезде. А общий бюджет клуба остался на уровне, может, даже чуть ниже 2019-2020 годов. К тому же вследствие хорошего выступления в чемпионате страны пришлось увеличить расходы. Но благодаря спонсорству удается решать эти финансовые вопросы.
— Как в «Гомеле» оптимизируются расходы?
— У нас нет заоблачных желаний и расходов. Например, есть организация сборов, тренировок, выездов, закупка экипировки, зарплаты — на все необходимо условно 100 рублей, а у нас есть 60. В таких случаях мы урезаем по чуть-чуть ото всех позиций.
— Как связаны выступления на турнирах и бюджет?
— Очень радует, когда команды с более низким бюджетом добиваются высоких результатов. Как раз в прошлом сезоне у «Гомеля» так и получилось. Наша смета предполагала четвертое-пятое место, а мы заняли второе. И отсюда появляются дополнительные расходы. Стась и его команда показали, что не всегда деньги играют главенствующую роль. Но теперь этот успех уже нужно подкреплять финансово. Как раз сейчас администрация клуба ищет дополнительные источники дохода. Плюс планка минимального результата тоже поднимается на несколько мест. Сейчас первоочередная задача — Кубок Салея.
Могу сказать, наша смета предусматривает стабильное функционирование. Другой вопрос, об этом говорит и спонсор, не надо зацикливаться на одном предприятии. К сожалению, сегодня далеко не все хотят инвестировать в спорт. У каждого ведь свои интересы в этом вопросе.
— А что клубы могут предложить партнерам?
— Здесь нужно смотреть, что можно «продать». Есть клубы, на базе которых числятся транспорт, гостиницы, спортивные объекты. На них можно зарабатывать. Например, на организации сборов для смежных видов спорта. Клубы, которые не имеют такого, могут подключать брендирование экипировки и получать с этого доход. Также известные хоккеисты могут становиться лицом некоей компании. Вариантов достаточно. Кстати, парковку нашего клуба автобусные парки арендовали для проведения тендера по пассажирским перевозкам. Оказалось, и так можно использовать стоянку.
Есть в Беларуси клубы, которые продают много рекламы. Но вопрос: что это дает на выходе? «Гомель» сейчас старается работать не на количество, а на качество. То есть можно получить 30 рублей от трех компаний, а можно по рублю от 30.
— Клубы предпочитают сотрудничать с местными компаниями или иностранные тоже подключаете?
— Охват широкий. Есть макет партнерского предложения. Под каждое отдельное предприятие он персонализируется. Мы уже отправили ряд предложений по Беларуси и в Россию.
Мы предлагаем инвестировать в клуб в обмен на оказание рекламных услуг. Это конечная цель. Но при этом бренд спонсора будет на виду. Подключаем СМИ, увеличиваем охват аудитории. То есть помогаем войти определенному предприятию в информационную среду хоккейного сообщества.
Нам сложно в российском пространстве. Но пытаемся рассказать максимально, что есть такой «Гомель». Вот Скоренов уехал в систему СКА, Субхи и Качеловский продолжат карьеру в «Барсе». Войтович отправился в «Нефтехимик». Это ребята, которые были узнаваемы в белорусском чемпионате. Финансирование в клуб помогает им раскрыться. И деньги, которые зарабатываем, вкладываем в них.
— Из чего строится бюджет хоккейных клубов в Беларуси?
— Господдержка, спонсорство и самостоятельный заработок, то есть это те самые услуги. В нашем случае это гостиница и транспорт. Доход есть. Да, это не те средства, которые позволяют значительно повысить нам бюджет. Но помогают сохранить функционирование самих объектов. Еще один пункт — это реализация билетов на хоккейные матчи. По итогам прошлого сезона наша арена стала самой посещаемой среди всех команд — участниц национального чемпионата. И в этом мы зарабатываем не только с продажи билетов, но и с той же торговли в перерывах.
Что же касается мерча, то здесь мы только приподняли ногу, чтобы сделать первый шаг. Но то же «Динамо-Минск» — пример для нас в реализации и продвижении клубной атрибутики.
— Насколько развита в Беларуси система дохода от брендов для игроков?
— В хоккее к этому такой же подход, как и в остальных видах спорта. С известными игроками бренды сами заинтересованы работать. Нам проще стало двигаться в этом направлении, потому что Белорусская федерация хоккея уделяет много внимания трансляции матчей, партнерству с предприятиями. Сами эфиры матчей появляются везде. Социальные сети набирают обороты. За счет этого можно быть узнаваемыми и развиваться.
— В «Гомеле» есть такие примеры?
— У нас это был только Скоренов. Он позиционировал трансляцию матчей на «ЯСНАе-ТВ». Его размещали на билбордах по городу. Конкретных договоров между игроками и предприятиями о брендировании не было. В последнем сезоне мы только начали эту работу. Сегодня мы ее продолжаем. Перед стартом сезона будем говорить о таком сотрудничестве и с партнерами, и с игроками.
Источник: «Прессбол».