Дмитрий Аврамчик: наши хоккеисты начали чувствовать себя хоккеистами – их обсуждают, что-то про них показывают
Про трансляции экстралиги: «Насколько понимаю, Владимир Петрович Бережков договорился с «Белтелекомом», что на «ЯСНАе» в этом сезоне будут показаны 200 игр белорусского чемпионата. Вообще, Владимиру Петровичу нужно отдать должное, он давно верил в идею транслировать чемпионат на ТВ. Мне предложил поработать с ними [федерацией и «ЯСНАе TV»] мой руководитель в «Динамо», он же работает с прессой в ФХБ. Отсняли пробный комментарий к матчу в студии, вроде всех все устроило, и мы начали работать. Пока работаем в студии, комментировать матчи мне не предлагали, да я бы и не согласился. Это другая работа и другой навык.
У меня нет телевизора, и мне очень сложно оценить, кто вообще смотрит все эти кабельные каналы. Думал, что если люди не смотрят даже БТ или ОНТ, «ЯСНАе» вообще интересно каким-то трем человекам, да еще надо через какую-то приставку подключаться. Приходил в студию и думал – блин, ну что мы делаем, кто нас вообще смотрит? Кто вообще может догадаться, что слово «яснае» относится к хоккею? А потом поехал по хоккейным делам в разные города Беларуси и понял, что там нас узнают именно по бренду «ЯСНАе». Мне стали много писать в соцсетях во время и после эфиров. То есть люди, которые ходят на трибуны дома, теперь имеют возможность наблюдать за своей командой на выезде.
Еще больше убедился, что наша работа нужна, когда узнал, что многие хоккеисты и их жены пересматривают матчи и наши эфиры. Они пишут, что про кого сказали в эфире, перекидывают это в свои чаты, и ты понимаешь, что сообщество наконец-то задвигалось. Они начали чувствовать себя хоккеистами, их обсуждают и что-то про них показывают, то есть трансляции начали культивировать какую-то культуру. Считаю, Бережков в этом году сильно подвинул экстралигу вперед. Надеюсь, что его следующим шагом будет матч звезд «Париматч-Экстралиги». НХЛ и прочие североамериканские лиги любят, потому что там крутые ребята в медийном плане. Наши игроки считаются более зажатыми, но сейчас понимаю, сколько есть классной молодежи и классных стариков».
Про «Хоккейную варку»: «Очень давно хотел сделать какой-то блог про хоккей. Понимал, что есть определенный ресурс знакомств для такой работы и с какими-то игроками, тренерами могу пообщаться. Кто-то может помочь договориться с тренером или руководством клуба, то есть дверь тебе откроют.
Был вопрос в деньгах, но тут «Париматч» стали спонсором экстралиги. Пошли разговоры, что они хотели бы развивать разную движуху в хоккее. Через своего руководителя в «Динамо» смог предложить «Париматч» делать блог о белорусском хоккее. Им идея понравилась.
«Париматч» никогда не говорил, какой город мне снимать. Они узнают, что вышел новый выпуск, когда я выкладываю его на канал и отправляю в наш чат ссылку. Договорились, что будем делать по 2 выпуска в месяц. С «Париматч» приятно работать, они очень четкие и бизнесовые. И вообще, надо понимать, что любой спорт неразрывно связан с партнерами в лице букмекеров. Как сказал недавно Вася Уткин, спортивные трансляции исторически появились только благодаря букмекерам, потому что те были заинтересованы, чтобы люди смотрели спорт в прямом эфире и могли делать ставки.
В «Варке» есть только один сдерживающий фактор – наша с хоккеистами солидарность и самоцензура. Не можешь выдать многие хайповые вещи, потому что они могут кого-то задеть. Здесь как раз работает ситуация, когда все друг друга знают и легко понять, о ком речь. Поэтому не могу снять, например, что мы делаем и о чем говорим в раздевалке после игры. Но, мне кажется, мы показываем больше, чем люди видели до «Варки».
Ближайшие пару месяцев будем выпускать маленькие интервью с теми, кто определяет белорусский хоккей. Сделаем по известному формату ютуба – сяду в машину к хоккейному человеку и буду задавать ему вопросы в дороге. Есть много интересных людей, кого мог бы показать. Еще хотел бы взять хоккеиста-любителя и в конце концов привести его в профессиональный клуб. Таскать его по сборам, чтобы в итоге с ним подписали пробный контракт и выпустили в официальном матче «Париматч-Экстралиги». Ну и, если «Париматч» возьмет под крыло какой-нибудь юниорский возраст, можно было бы про это сделать реалити. Это были бы выпуски о том, как живет хоккейная команда целый год. Люди бы узнавали персонажей, видели становление хоккеиста, то, как ему тяжело и больно, как он это переживает и радуется.
У этого канала никогда не будет сотен тысяч просмотров. Хоккей – достаточно узкое явление, а белорусский хоккей тем более. Вокруг этого канала в основном хоккейные люди – бывшие и будущие хоккеисты, дети, которые занимаются в школах, их семьи и болельщики. И вся моя работа не ради просмотров».
Про значение минского «Динамо»: «Хочется, чтобы на трибуны приходило больше молодежи. Думаю о том, чтобы начать что-то делать для школьников, разворачивать подростков в сторону хоккейного мира, потому что он очень интересен. Они могли бы собираться на матчах, находить новых друзей. Когда был в США, видел, как там в день матча тех же Lakers их везде поддерживают, пишут про них на вывесках баров, кафе, табло рейсовых автобусов, ходят в клубной символике. Приезжаешь в другой город – а там другой спортивный бренд. Мне кажется, это объединяет. А в нашем городе, по большому счету, нет мощнее бренда для массовых мероприятий, чем «Динамо». Не стоит его рассматривать преимущественно в спортивном плане, говорить, что раз нет спортивного результата, это плохая команда. «Динамо» в КХЛ – бренд, который конкурентоспособен в досуговом рынке, не только в спортивном. Ты можешь один раз сходить на выставку, концерт, а на «Динамо» ты можешь ходить 30 раз в году. На БАТЭ, если они куда-то пробьются в еврокубках, можно сходить шесть раз в году и посмотреть хороший футбол. А «Динамо» постоянно привозит качественных соперников и делает шоу. Не понимаю, почему в Минске это так мало ценят.
Конечно, любовь зрителей коррелирует с результатами клуба, но так быть не должно. Есть десятки команд, которые хотят всегда выигрывать, но в спорте это невозможно. Не должны они всегда выигрывать, они должны играть и бороться. Получается победить – отлично, нет – значит, кто-то хотел этого больше и сделал свою работу лучше. Теория о том, что команду надо любить только за результат, в корне неверная. Скорее, ее следует любить за возможность увидеться с друзьями, прикоснуться к бренду, который отождествляет твою страну».
Про хоккейных болельщиков: «Всю массу людей, которые ходят на арену, можно очень четко разделить на несколько категорий. Первая – те, кто приходят туда как бы случайно, за компанию и просто потому, что в Минск есть хоккей. Очень хочу сделать выпуск своего блога про девочек, которые ходят на матчи ради хоккеистов. Это особая каста, hockey girls, которые охотятся на хоккеистов на всех матчах с 16-летнего возраста, и многим из них эта охота удается. Их можно легко узнать, такие девочки отличаются определенными манипуляциями над своей внешностью.
Среди людей, которые ходят на арену по абонементам, есть те, кто просто смотрят хоккей и особо не участвуют в жизни клуба, а есть очень радикальные ребята. Во-первых, есть те фанаты, которые сидят не на фан-секторе и даже делают себе татуировки с хоккеистами, ходят на все мероприятия и скупают все на аукционах. Это те люди, которые после каждой игры стоят и ждут одних и тех же игроков, чтобы взять автограф, хотя позавчера брали автограф у них же.
Во-вторых, есть две категории фанатов, которые ходят на сектор. За последние пару лет стал очень выделяться молодняк, они совсем другие. Там сменился заводящий, у них есть своя группа, ребята устраивают перформансы. Они выступают за команду, не за игроков или руководство. И есть на секторе те, кто уже понемногу отходит от дел и переходит на обычные трибуны. Это самые интересные люди, многие из них гоняли еще на «Керамин». Потом, когда «Динамо» стало выступать в КХЛ, они приходили на матчи во Дворец спорта, и там сложилась очень крепкая тусовка. Эти болельщики ходят на «Динамо» с 2008 года, у них уже семьи, часто созданные там же, на фан-секторе. Они ездят на выезды, и хоть уже не с тем задором, все равно это ценные люди. Когда-нибудь, когда им будет за 50, они будут рассказывать молодежи, как ходили на Костицыных и Китарова, станут «профессорами «Динамо» – такая категория болельщиков тоже есть», - рассказал Аврамчик.
Источник: «Трибуна»